Отправлено: 08.07.08 22:54. Заголовок: Усть-Двинская крепость
Решил открыть новую тему по Усть-Двинской крепости. Нашел несколько рапортов офицеров Усть-Двинской крепостной минной роты о действиях роты при оставлении Риги и крепости. Пока представляю первый из них. Если кому интересно, могу еще дать состав вооружения крепости.
Командир Усть-Двинской крепостной минной роты. По части строевой. 20 сентября 1917 г. № 134. Секретно. Начальнику инженеров Усть-Двинской крепости.
Рапорт. Представляя при сем ведомости личного и судового состава роты, имущества как роты так и прочих частей Усть-Двинского гарнизона, вывезенного ротой на судах доношу, что согласно полученных распоряжений от Штаба Усть-Двинской крепости и особой инструкции, утвержденной Комендантом крепости, вверенной мне ротой начиная с 20 августа с.г. и до вечера 21-го числа того же месяца, произведены нижеследующие работы: Весь день 20-го числа происходила погрузка минного имущества из складов роты и мастерских. 21-го в 1 час временно командующий ротой был вызван в Штаб крепости где получил распоряжения о порядке эвакуации крепости, согласно которых, рота выполнив возложенные на нее особой инструкцией задачи, должна была на судах выйти в залив и следовать вдоль побережья стараясь дойти до Ревеля. Около 2 часов 30 минут 21-го числа рота приступила к выполнению возложенной на нее задачи, распределив людей следующим образом: поручик Карцов и прапорщик Москвин с командой в 35 солдат, назначен для уничтожения левобережных сооружений; поручик Флакс и прапорщик Бородинов с транспортом “Могучий” – постановка минного заграждения и затопление судов ”Унтервезер” и “Норденшильд” в устье Двины; поручик Станицкий с командой в 48 человек для уничтожения береговых сооружений острова Магнус-Гольм. Прапорщик Иванов-Тринадцатый, по распоряжению штаба крепости, отправлен 19-го числа на наблюдательный пункт в местечко Мордорф; оставшиеся чины роты и рота солдат Усть-Двинского крепостного пехотного полка (пехоты было только 60 человек) были распределены по судам для погрузки имущества. Так как на роту не было возложено подрывание орудий, а только помощь артиллеристам, то особой команды для взрыва орудий не было назначено, а в том случае, когда артиллерия обращалась к чинам роты за содействием, таковое было оказано, при чем взорвано 4 орудия 10” и 2 орудия Виккерса. Работы произведенные командами изложены в прилагаемой при сем ведомости. В 19 часов караван судов роты в составе: транспорт “Латвия”, 5 рабочих минных катеров, пароход “Изабелла”, пароход “К”, пароход “Бомбардир Никитин”, транспорт “Эльба”, буксиры: “Надежда”, “Вера”, “Леонид”, “Вольдемар”, “Александр”, “Роман”, моторная шлюпка “Запал” и пароходы Рижской речной флотилии под охраной миноносца “Генерал Кондратенко”, канонерских лодок “Грозящий”, “Хивинец” и “Храбрый” и миноносца “Пограничник2, вышел в море для следования в Ревель. У местечка Царникау была назначена остановка, для того, чтобы дать возможность оставшимся для окончания работ в крепости транспорта “Могучий”, 2 стационерам и буксиру “Балтия”, присоединиться к флотилии. В 19 часов 30 минут по окончании возложенных на него работ, вышел в море стационер № 2. Около 20-ти часов вслед за ним, выполнив задачу вышел транспорт “Могучий”, и последним, около 24 часов, вышли из крепости стационер № 1 и буксир “Балтия”. Все эти суда пошли на соединение с флотилией к местечку Царникау, что и произошло около 1 часа 22-го числа, после чего вся флотилия, снялась с якоря и построившись в 3 кильватерные колонны, пошла дальше. Вследствие поднявшейся волны и сильного ветра, суда Рижской Речной флотилии и пароход “Бомбардир Никитин” и пароход “Изабелла”, вынуждены были войти в гавань местечка Гайнаш, где и встали за стенкой. Остальные суда продолжали следовать тем же курсом на Пернов. В 14 часов 15 минут вошли в Перновскую бухту и встали на якорь. В 18 часов было получено распоряжение транспорту “Могучему”, буксирам и катерам войти в Перновский порт и ждать распоряжения для дальнейшего следования; транспортам “Латвия” и “Эльба” следовать дальше с военными судами. В 19 часов первый отряд вошел в реку Перновку. Путь следования транспортов указан в рапорте штурмана Игнатова. 24 августа, в 8 часов отряд, стоявший в Пернове получил распоряжение выйти в море для соединения с Рижской Речной флотилией и для дальнейшего следования в местечко Рогге-Кюль. В 12 часов, встретившись с Речной флотилией в Кюно-Зунде пошли на Моон-Зунд. В 20 часов подошли к Моон-Зунду и встали у стенки в местечке Вердер. 25-го в 9 часов вышли из Вердера, взяв курс на Рогге-Кюль, куда и пришли около 14 часов и встали за стенкой. 1-го сентября получено предписание Начштасухвойск, оставив плавучие средства и команды для их обслуживания в Рогге-Кюле, роте перейти в Пернов, что было выполнено к 3 числу. Прибыв в Пернов 3-го числа расположились по отведенным квартирам. 15-го числа получено распоряжение Начштасухвойск об отправлении роты, кроме судов: транспорта “Могучего” и 2 стационеров с командой в 30 человек при 1 офицере, временно остающихся в прикомандировании к Рижской Речной флотилии, в город Ревель для предполагаемого переформирования. По распоряжению Начальника Охраны Водного Района, все буксирные пароходы оставлены в Роге-Кюле и переданы: “Надежда” и “Леонид” – Начальнику Рижской речной флотилии; “Вольдемар” и “Александр” – Начальнику Минной дивизии; “Балтия”, “Вера”, “Роман”, пароход литера “К” и моторная шлюпка “Запал” – в распоряжение Начальника Охраны Водного Района Моон-Зундских позиций. Транспорт “Латвия” передан в распоряжение Штаба Крепости Петра Великого, пароход “Изабелла” – в распоряжение Начальника Минной дивизии… Командир роты капитан Алексеев За адъютанта роты поручик Карцов
Уважаемый ДД - правописание у Вас конечно правильней , но вероятно русское имя нужно все же по -русски давать ? На фотах перед 1 МВ буксиры и не только они двуязычны и это видно прекрасно , в регистрах идут разумеется на русском , как считаете - для подобных справок имя давать на русском или на латыни Такой момент многих прибалтов касается , в том числе и крупных - правда слышал , что накануне 1 МВ были распоряжения имена по русски писать , но похоже в дело их ввести не успели
Отправлено: 07.09.08 21:39. Заголовок: Да момент для себя п..
Да момент для себя просто хоцца уточнить в свете того труда который с Гайдуком совместно домучиваем Ладно период до 1 МВ - в регистре имя по русски , на борту по- немецки , но в документах снова по русски идет (официальных имею ввиду , а не каких - то местных приказов) А началась война - пошли столкновения на море , что пароходы так и остались с немецкими именами (не мобилизованные , мобилизованным понятно имена или номера поменяли) , или в срочном порядке все же буквы на бортах перерисовали , дабы накладок не случилось ? Много фот довоенного или послевоенного периода , военного практически нет совсем - неужели и война установившийся порядок дел для прибалтийских пароходов не поменяла , хотя в принципе и с финнами аналогично было из не мобилизованных - или этот вопрос особо никого не волновал ?
Отправлено: 07.09.08 22:18. Заголовок: Рамзес пишет: в ре..
Рамзес пишет:
цитата:
в регистре имя по русски , на борту по- немецки , но в документах снова по русски идет
Еще писалось на бортах по-латышски и даже вероятно могло быть на идише.А немецкая община в Латвии тогда очень влиятельная была.Совсем не то что немцы в Питере.Что было в этом плане в начале ПМВ -не попадалась информация
vvy - а что с Голландией произошло , как - то с ходу у себя не нашел ?
О нем имеется упоминание в одном документе МГШ: "Пароход "Голландия" компании Вепльгейхер и Ко. погиб, сведений нет." Сам документ без даты, но не ранее января 1916 г.
Отправлено: 09.09.08 12:23. Заголовок: vvy - когда - то был..
vvy - когда - то был вопрос по тройке "Таранных баркасов" брошенных в Ревеле зимой 1918 г , случаем нет данных им перед 1 МВ или в ее ходе движки не меняли ? То что родное в 8 лошадок по спискам идет у меня сомнение вызывает - может это нарицательные силы ? (около 30 - обычных) У эстонов на начало 20 - х гг в портовом управлении есть тройка похожих малышей с очень сходными ТТХ причем и постройка Крейтона , но по их данным 1877 не 1872 год как в реале (могло в ходе путаницы с бумагами выскочить после Гражданской) , и к тому же на всех движки в 35 лошадок - может меняли когда ? Сомнительно мне что сила в 8 лошадей этим корабликам вообще что - то серьезное таскать позволяла (у эстонов как служебные буксирные барказы числятся) , а вот если это нлс , тогда сомнения отпадают И немного по имени - почему Таранные , что именно они таранить должны были ?
вооруженный пароход «НОВГОРОД». В 11.1916 г с другими судами флотилии передан в подчинение Усть -Двинской крепости. 21-22.08.1917 г ушел из Риги в Пернов и вошел в состав Рижской флотилии (2).
Небольшое дополнение - разъяснение. Рижская речная флотилия (пароходы "Псков" и "Колывань", транспорты № 1 и № 2 и 4 катера) еще в мае 1917 г. входила в БОЕВОЙ СОСТАВ крепости Усть-Двинск, но не как одна из частей и управлений крепости. На 1 июня ее уже в боевом составе нет, на 16 июня о ней говорится, что она выбыла из крепостного района и переформировывается, а на 3 июля говорится, что она находится в непосредственном подчинении Инспектора артиллерии 6-го Сибирского армейского корпуса - содействует огнем своих орудий обороне участка 18-й Сибирской дивизии и Правобережной группы на реке Аа Курляндская.
Уважаемый vvy так он был мобилизован или под комерческим флагом налетел на "шар"?
Похоже, что его все-таки брали по военно-судовой повинности, но в какое подразделение флота - пока не знаю.
Рамзес пишет:
цитата:
То что родное в 8 лошадок по спискам идет у меня сомнение вызывает
Это нарицательная мощность, индикаторная была 35 л. с. По замене механизмов у меня данных нет.
Рамзес пишет:
цитата:
У эстонов на начало 20 - х гг в портовом управлении есть тройка похожих малышей
Вообще-то, в Эстонии должны были остаться таранные барказы постройки 1904 г. Ревельского металлического завода и один из крейтоновских (они по состоянию на 1917 г. входили в состав плавсредств порта ИПВ). Два таранных барказа после 1918 г. неоднократно фигурируют в составе плавсредств Кронштадтского порта. Я практичекси уверен, что это крейтоновские. Один из них встретился мне в документе за 1925 г. Позднее не попадался.
Рамзес пишет:
цитата:
что именно они таранить должны были ?
Крейтоновские предназначались, как сказано в задании на постройку, для учебных таранных атак при эскадре броненосных судов. Для чего предназначались ревельские и какие таранные атаки могли быть в 1904 г. я сказать затрудняюсь.
Отправлено: 10.09.08 03:55. Заголовок: Кстати, в 1917 г. в ..
Кстати, в 1917 г. в порту ИПВ были еще таранные барказы № 4 и № 5. Я думаю, что № 4 – это также крейтоновский постройки 1876 г, (длина 40 футов, машина в 10 нарицательных сил). По номеру 5-му ничего не знаю. По идее оба они также должны были остаться в феврале 1918 г. в Ревеле. Кстати, что там по ним в списке продукции верфи Крейтона? У меня есть в оригинале оба проспекта фирмы Вяртсиля с построенными судами, но они на другой квартире.
Отправлено: 10.09.08 07:28. Заголовок: vvy Отвечу за Роман..
vvy Отвечу за Романа Да у эстов действительно мы их обнаружили три штуки. Но но все три одинаковые потому и держали их они вместе и в одном качестве - буксирно -разьездных при портовых мастерских. Названия соответственно («Sadamatehas № 1-3». Вот с размерами так 25 т. 15,3/17,6х3,0х0,9 м. ПМ вначале 8 нлс, к началу 1 МВ - 35 лс. Скорость хода 7 уз. 1 винт Экипаж 6 чел. но эсты говорят о 1877 годе постройки (и очень в этом уверены).
Отправлено: 10.09.08 07:51. Заголовок: забыл еще сказать чт..
забыл еще сказать что эти таранные баркасы были одними из первых плавсредств в роспоряжении сформированного немцами в Таллинне (Ревеле) кайтсеелита. Есть неподтвержденная информация что и успели получить там № соответственно 1-3. Повторюсь информация сомнительна потому как в то же время эти номера занимали совершенно другие катера.
Крейтоновские таранны барказы имели: длину - 51 фут (15,55 м) ширину - 10 футов (3,05 м). Ревельские: длину - 55 футов (16,76 м), ширину - 11 футов (3,35 м). В общем, где-то похоже, но то, что их было три штуки одинаковых дает повод усомниться, что это именно таранные барказы.
Отправлено: 10.09.08 12:16. Заголовок: vvy пишет: В общем,..
vvy пишет:
цитата:
В общем, где-то похоже, но то, что их было три штуки одинаковых дает повод усомниться, что это именно таранные барказы.
Эсты говорят о 4 Садамотехасах но четвертый с другими характеристиками и судьбой. Больше к сожалению данные коритца не подочто не подходят. Да и то что они ех "Таранные" это сами понимаете натяжка-предположение. Сами эсты почемуто о их прежнем названии забыли напрочь.
Отправлено: 10.09.08 13:08. Заголовок: Виктор Вениаминович ..
Виктор Вениаминович Да с этими красавцами и самому разобраться хотелось – бы Что на них есть по порядку Для начала верфи № заказа строй № длина ширина фут т нлс 185 54 54-0 10-9 17,2 8 186 55 187 56 В списке типаж судов не указан , но ничего другого не подходит То есть размеры 16,42 - 3,32 м. Движок и водоизмещение совпадают – почему по заводским данным чуть длиннее ? (может пресловутое полная длина и между перпендикулярами ?) В 1876 году верфь строит 3 судна в 48,5 фут длиной (№ 84 – 86) по ним никаких подробностей больше нет , но по одному приписка – для Ревеля , под № 92 кто – то с движком в 10 лошадок есть (вероятно нарицательных , но тоже без подробностей) Идем дальше Список РИФ на 1898 г (более ранних подходящих пока нет) Таранные барказы № 1 -2 в Кронштадтском порту 1872 г в футах 51 – 10 – 3,3 / 4,6 осадка (уже 3 фута – метр длины почти потеряли – снова кто и как ее считал ?) движок 8 лошадок В Ревельском порту в то время точно такой же барказ № 3 Какие либо № 4 или 5 отсутствуют (им еще рано) да и вообще в то время из самоходного в Ревеле только небольшой портовый катер кроме барказа Затем пробел во времени – и Список РИФ 1914 г Талмудина толстенная , но по малышам довольно фрагментарная В Кронштадте те же 2 барказа , в Ревеле нет вообще ничего и в других портах тоже (были в ремонте или еще куда делись ?) Согласно- Список плавсредств флота портов и крепостей БМ на 1917г (лейба совершенно секретно имеется) Чисто список,без ТТХ – в составе Порта Императора Петра Великого на начало года (порт – не крепость) аж 5 таранных барказов с № с 1 по 5 , разумеется в Кронштадте и Питере на начло года их нет В списке брошенных 25 02 1918 г от Варнека в Ревеле такие вообще не упоминаются , но он очень и очень неполон Что есть от эстонских друзей – Гайдук недавно сунул Если не ошибаюсь (давно в руках держал) – в сборнике Балтийские моряки в борьбе за власть Советов в 1918 г именно № 1 и 2 несколько раз упоминаются в Кронштадте в том году (значит их из Ревеля в 1917 году увели) У эстонов числятся 3 Садаматехас – может ребята нашли какие – то документы лишь на 1 и остальные сравнив по сходным данным зачислили в однотипные ? Время горячее и не особо до выяснений истории было ? К сожалению наш источник инфы там пропал с горизонта и уточнить что – то весьма затруднительно Пока же получается ,по общим выводам, остались минимум один крейтоновский (№ 3 - ?) и пара Ревельских более поздней постройки (почему нет в списке на 1914 и появляются на 1917 г для меня ?) Вот бы посмотреть где эти малыши лазят по спискам в промежутке с 1905 по 14 гг , но их у меня нет Что эти техасы и есть Таранные как Алексей написал лишь версия , но правдоподобная – они пересчитали все трофеи вплоть до самых мелких шлюпок и историю постарались отписать насколько нашли – другое что – то из брошенного там и с неизвестной судьбой под наших героев не проходит и близко
Список плавсредств флота портов и крепостей БМ на 1917г (лейба совершенно секретно имеется) Чисто список,без ТТХ – в составе Порта Императора Петра Великого на начало года (порт – не крепость) аж 5 таранных барказов с № с 1 по 5 , разумеется в Кронштадте и Питере на начло года их нет
Есть. Там таранные барказы № 1 и № 2 указаны в числе плавсредств Кронштадтского порта.
Что касается техасских садомазо - если притянуть за уши ревельские № 1 и № 2 и крейтоновский № 3 - то на заявленное количество (три штуки) выйти можно. Однако, имеется невнятное упоминание, что ревельские № 1 и № 2 немцы увели в Германию.
Отправлено: 11.09.08 10:48. Заголовок: vvy пишет: имеется ..
vvy пишет:
цитата:
имеется невнятное упоминание, что ревельские № 1 и № 2 немцы увели в Германию.
То же самое говорили и о ПЛ типа "КАЙМАН" а на самом деле? Из всего (материалов) получается что немцы нечего толком и не уводили а побросали в прибалтийских портах (передали местным вновьобразованым властям).
Отправлено: 11.09.08 12:07. Заголовок: vvy - Вы правы , дей..
vvy - Вы правы , действительно кронштадтцы есть (как - то просмотрел их впопыхах) Но ежли верить списку получаетси их уже цельных 7 (№ 1 и 2 в Кронштадте и там остались после гражданской войны) + Цельных 5 в Ревеле Аднако ? - более - менее четко знаем про 3 крейтоновских (2 Кронштадту и 1 Ревелю) + 2 (или больше ? - построил ревельский завод) - пока 5 , откуда еще 2 ? У эстонцев есть еще 2 Садаматехаса , но один из них это бывший рижский буксир Унион , а вот на второй пока нет особо ничего кроме самого факта существования (в смысле не ТТХ , не мест постройки) - если допустить что он крейтоновский 1876 года , о чем писалось чуть выше (эсты пишут о нем как катере) , получается ревельской постройки 1904 г в русской жизни как минимум с номерами 5 и 6 В общем - все смешалось в доме Облонских
Отправлено: 11.09.08 12:11. Заголовок: Насчет уведенных в Г..
Насчет уведенных в Германию пока так и не выяснено с ПЛ типа Щука - их вероятно на металл все же утянули, даных что разбирали в Ревеле нет , хотя и достоверно от немцев по ним пока ничего + портовый ледокол Могучий и портовый же буксир Тока (это из эстонских портов) - они в Германию точно ушли , а вот все остальное (кроме чистых немцев, взятых в начале 1 МВ) похоже действительно осталось местным "товарищам" Правда с финнскими потерями РИФ еще только начал разбираться
Уважаемый Тритон - может попробовать в куче с крепостью и Рижскую флотилию разобрать по персоналиям ? Вначале чисто Рижскую , а потом ту, что осенью в Пернове сформировали да там и осталась Тема очень близка крепости и персонажи что тут , что в Пернове практически одни и те же, хотя вопросики имеются и местами интересные Тем более было то героев не так много впх Новгород (его основное дал - правда почему у Вас в комплекте, что дали чуть выше на лето 1917 отсутствует ?) Псков и Колывань Этой парочке судьба имеется, но вопрос по последнему - как и почему бросили в Риге , на июнь еще тут и в боевом строю , а в августе из города не увели - команда из местных отказалась уходить, или где в боях повредили да в ремонте и бросили ? транспорты Курземнекс и Лелупнекс На последний у меня ничего, а вот по Курземнекс мы с Виктором Вениаминовичем во мнениях разошлись с год назад - я считаю , что экс- шведский пароход , он больше к некоей моторной барже склоняется Может за это время что в архивах найти удалось по ним И наконец катера моторные А Б В Г Д Е и похоже паровой Кольвиц (или Кольвица ?) Два первых из рижан довоенных , два последних моторника по Черникову привезли из Кронштадта , а вот на В и Г пока ничего особо нет Но вы пишите что на лето 17 осталось 4 - значит 2 уже вернули владельцам , какие и когда ? У меня в послевоенной Риге они не светятся (хотя уточнить не мешает) , по воде не вывозили - вариант утянули по ж/д , благо размеры позволяли или все же бросили тут и нужно местные данные плотно лопатить ? Во скока вопросов опять набегло и это при том что флотилия весьма не велика в общем - то
Отправлено: 12.09.08 12:08. Заголовок: vvy - да есть с Унио..
vvy - да есть с Унион хитрый моментик В ранней книге наш эстонский товарищ давал его как Садаматехас 4 и Усин будто лишь с 22 , в более поздних розысках получается что Усин стал уже с весны 1919 г и хотя в этих самых портовых мастерских находился, но как Усин - не Садомазо (Техас), шансов уточнить с чем связаны изменения в данных пока нет - человек полносью исчез со связи Так- что момент пока остается как говорят за кадром Но как и писал выше - был и Садаматехас -5 , очень может быть тоже из Таранных баркасов , но пока не факт А весь комплект этих Таранных еще в каких официальных документах кроме того списка 1917 г попадался ? У меня на них больше ничего и очень смущают одинаковые названия - и там и там № 1 и № 2 (может хоть в скобках что ставили - типа К и Р, одинаковые корабли и на одном ТВД всего в 3 сотнях километров друг от друга ?) , может Ревельских строили как замену Кронштадтским , а потом те передумали списывать ?
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 87
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет